Министерство транспорта Архангельской области

Официальный сайт
  • auto4.jpg
  • rail6.jpg
  • rail5.jpg
  • auto6.jpg
  • aero9.jpg
  • aero10.jpg
  • road3.jpg
  • road1.jpg
  • water7.jpg
  • rail8.jpg
  • aero6.jpg
  • auto7.jpg
  • road4.jpg
  • auto2.jpg
  • water8.jpg
  • auto9.jpg
  • rail2.jpg
  • auto8.jpg
  • auto3.jpg
  • aero2.jpg
Речной транспорт является составной частью транспортного комплекса Архангельской области и обеспечивает региональные перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям.

В соответствии с Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2010 — 2012 годов по Федеральному бюджетному учреждению «Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», утвержденной распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 23 марта 2010 года № АД-46-р, протяженность внутренних водных путей на территории Архангельской области составляет 3406 км, в том числе с гарантированными глубинами — 1949 км, из них со светоотражающей навигационной обстановкой — 1469 км.

Проведение путевых работ на остальных участках внутренних водных путей (1457 км) производится по необходимости за счет доходов от собственной деятельности ФБУ «Севводпуть», а также других источников, не запрещенных законом.

От общего объема перевозок по внутренним водным путям доля лесных грузов составляет 90 процентов. Перевозки каменного угля осуществляются в Лешуконский, Мезенский и Приморский районы. Для жителей отдельных районов Архангельской области и Ненецкого автономного округа внутренний водный транспорт в навигационный период является единственным видом сообщения с областным (окружным) или районными центрами и не имеет альтернативы по перевозке пассажиров.

На внутренних водных путях Архангельской области работает около 50 переправ и около 10 транспортных операторов. Самыми крупными по объемам перевозимых грузов и пассажиров являются ОАО «Северное речное пароходство» и ОАО «Архангельский речной порт». Основным транспортным оператором по перевозке пассажиров является ОАО «Архангельский речной порт».

ОАО «Северное речное пароходство»

В состав флота ОАО «Северное речное пароходство» входят речные самоходные, несамоходные, вспомогательные, стоечные суда и плавучая перегрузочная техника, а также самоходные сухогрузные, буксирные и суда типа «река-море».

Всего на балансе предприятия находится 206 единиц флота (из них на консервации — 31ед.):

— самоходный сухогрузный — 15 ед.;
— самоходный наливной — 1 ед.;
— буксирный — 36 ед.;
— пассажирский — 3 ед.;
— рейдовый — 1 ед.;
— вспомогательный — 4 ед.;
— плавкраны — 3 ед.;
— комплекс добычи песчано-гравийных смесей (ПГС) — 1 ед.;
— несамоходный флот — 81 ед.;
— стоечные суда — 2 ед.

Основная часть флота отработала нормативный срок эксплуатации.

Речными судами пароходства осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям (реки Вычегда, Сухона, Вага, Пинега, Мезень, Северная Двина), а также по Белому и Баренцеву морям.

Объем перевозок грузов в речных судах ежегодно колеблется и составляет от 650 до 800 тысяч тонн, причем большую долю (более 90 процентов) составляет лесная продукция. Эти колебания зависят от следующих факторов:

— от объема заготовленной леспромхозами и частными фирмами древесины;
— от продолжительности и стояния судоходных горизонтов, особенно по боковым рекам;
— от наличия транспортных организаций, конкурирующих с ОАО «Северное речное пароходство».

Потребителями продукции для лесопереработки являются предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области (АЦБК, СЦБК, Котласский ЦБК, ЛДК-3, Лесозавод № 2 и ряд других предприятий).

Наличие модернизированных речных барж и буксировщиков на класс регистра М-ПР и М-СП позволяет производить перевозки грузов в каботаже (порты Нарьян-Мар, Варандей, Мезень, портопункты Белого и Баренцева морей).

ОАО «Архангельский речной порт»

Основные виды деятельности ОАО «Архангельский речной порт»:

— перевозка грузов и пассажиров,
— буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов,
— выполнение перегрузочных работ и складских операций,
— комплексное обслуживание флота,
— разведка, добыча и реализация нерудно-строительных материалов,
— производство дноуглубительных работ,
— транспортно-экспедиторское обслуживание.

На отдельные виды деятельности, перечень которых определен действующим законодательством, предприятие имеет лицензии.

Тарифы на погрузо-разгрузочные работы, комплексное обслуживание флота и пассажирские перевозки регулируются государством.

Предприятие имеет следующие структурные подразделения:

1. По основной деятельности:

— центральный грузовой район (ЦГР);
— район нерудно-строительных материалов и эксплуатации флота (район НСМиЭФ);
— пассажирское районное управление (ПРУ).

2. По вспомогательному производству:

— механическая мастерская ЦГР;
— механическая мастерская ПРУ;
— ремонтно-механическая мастерская «Юрос» (РММ «Юрос»);

— отдел материально-технического снабжения и транспортного обеспечения (ОМТСиТО).

Для выполнения работ порт имеет:

— 11 портальных кранов ( в эксплуатации — 9);
— транзитный флот, в том числе 7 буксиров — толкачей, 1 самоходное грузовое судно с крановой установкой, 26 единиц несамоходного флота (барж, шаланд);
— служебно-вспомогательный флот, в том числе 3 единицы самоходного флота, 19 единиц несамоходного флота;
— добывающую (дноуглубительную) и перегрузочную технику, в том числе 1 земснаряд, 1 гидропергружатель;
— пассажирский флот — 9 единиц.

Износ производственных фондов составляет более 90 процентов. Основная часть флота и перегрузочной техники отработала нормативный срок эксплуатации (износ 100 процентов).

Основные тенденции и проблемы развития внутреннего водного транспорта

Объем перевозок грузов в речных судах ежегодно колеблется. Эти колебания зависят от следующих факторов:

— от объема заготовленной и подготовленной к отправке водным транспортом леспромхозами и частными фирмами древесины;
— от продолжительности стояния судоходных горизонтов, особенно по боковым рекам;
— от фактических гарантированных габаритов судовых ходов.

В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта Архангельской области определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:

— отсутствие освещаемой судоходной обстановки;
— недостаточные габариты судовых ходов;
— высокий моральный и физический износ флота;
— неустойчивое финансово-экономическое положение транспортных операторов;
— структура собственности транспортных операторов;
— отсутствие транспортной инфраструктуры.

В целом к числу основных проблем внутреннего водного транспорта можно отнести следующие:

1. На основной водной магистрали области — реке Северной Двине — до 1994 года ниже города Котласа гарантированные габариты судового хода составляли 170×100×600 (глубина см, ширина судового хода и радиус закругления м), судоходная навигационная обстановка на магистральных реках была освещаемой. С учетом гарантированных глубин строился и речной флот области. В настоящее время гарантированные габариты судового хода составляют 150×50×400. Судоходная обстановка тоже изменилась, перейдя из категории освещаемой в светоотражающую.

2. Стремительно стареет флот (средний возраст эксплуатируемых судов составляет около 25 лет), в результате чего при существующем формальном избытке тоннажа грузового флота наблюдается дефицит современных судов. В настоящее время отсутствует комфортабельный пассажирский флот, способный решать проблемы транспортного обслуживания населения в отдельных муниципальных образованиях.

3. Неустойчивое экономическое состояние многих функционирующих в отрасли хозяйствующих субъектов, занятых на перевозках грузов и пассажиров, не позволяет обеспечить эффективность, безопасность и качество обслуживания, соответствующие современным стандартам, а также не создает предпосылок для устойчивого развития и аккумулирования собственных и привлеченных средств для обновления основных фондов, отличающихся высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости.

4. Посадка/высадка пассажиров с судов внутреннего водного транспорта в большинстве остановочных пунктах производится на необорудованный берег, что может привести к полному запрету обслуживания пассажиров в отдельных пунктах контролирующими органами.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости существенных капиталовложений для приведения внутренних водных путей Архангельской области в нормативное состояние и для обновления речного флота, привлечь которые можно только на основе объединения усилий и возможностей государства и частного бизнеса с использованием механизмов государственно- частного партнерства.

Частично указанные вопросы будут решены с выполнением ДЦП «Развитие общественного пассажирского транспорта Архангельской области на 2012 — 2016 годы».